В Гомельской области функционируют 7 «Центров дружественного отношения к подросткам» (далее - ЦДП), организованных при поддержке ЮНИСЕФ:
«Новое поколение» на базе детской поликлиники учреждения здравоохранения «Светлогорская центральная районная больница»; «Ветразь» на базе детской поликлиники учреждения здравоохранения «Жлобинская центральная районная больница»; «Гармония» на базе роддома учреждения здравоохранения «Речицкая центральная районная больница»; «Крылья» на базе учреждения здравоохранения «Рогачевская центральная районная больница»; «Линия жизни» на базе учреждения здравоохранения «Калинковичская центральная районная больница»; «Юность» на базе 3-го филиала Государственного учреждения здравоохранения «Гомельская центральная городская детская клиническая поликлиника»; «Подросток» на базе Государственного учреждения здравоохранения «Гомельская центральная городская детская клиническая поликлиника».
На данный момент психологическая помощь оказывается подросткам и их законным представителям в 5 ЦДП, так как в ЦДП «Линия жизни» психолог находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, а в ЦДП «Крылья» должность вакантна.
Количественный анализ психодиагностической и психокоррекционной работы, осуществляемой психологами ЦДП по итогам 9 месяцев 2021 года представлен следующим образом: проведено психодиагностических исследований - 869; число пациентов, прошедших психодиагностические исследования 480; проведено сеансов индивидуальной психокоррекции (включая психологические консультации) - 2091 ; число пациентов, прошедших индивидуальную психокоррекцию и психологические консультации — 1 164; проведено занятий групповой психотерапией — 22; число пациентов, прошедших групповую психотерапию — 57.
Кроме того, психологи ЦДП проводят психопрофилактическую и профориентационную деятельность:
сотрудники ЦДП «Новое поколение» провели 14 тренингов, в том числе на темы: «Пить или не пить... », «Как справиться с буллитом», «На что потратить жизнь». В рамках всемирного дня защиты детей проведена прямая линия с экспресс-консультированием родителей по теме воспитания детей, кризисных состояний и профилактике суицидального поведения; сотрудники «Ветразь» провели 23 мероприятия посредством онлайн-платформы ТОМ на темы: «Безопасное поведение в сети», «Стили воспитания в семье», «В гармонии с собой», «Мои личные границы. Как их выстроить и защитить», «Психологические особенности несовершеннолетнего, склонного к самовольным уходам», «Семья и семейные ценности». Также ведется профилактическая работа посредством аккаунтов в социальных сетях: «ВКонтакте», Instagram, Фейсбук; сотрудники ЦДП «Юность» провели 74 тренинга, в том числе на темы: «Профилактика конфликтов в молодёжной среде», «Профилактика аутоагрессивных действий в подростковой среде», «Гаджет-зависимость в подростковой среде», «Детско-родительские отношения в современных семьях», «Употребление синтетических наркотиков и их последствия». В СМИ опубликовано 2 статьи. Также ведется профилактическая работа в социальной сети: Instagram; сотрудники ЦДП «Подросток» провели 23 обучающих занятия в том числе на темы: «Профилактика конфликтов», «Домашнее насилие», «Как приручить стресс?», «Общаемся без конфликтов».
ГУЗО до 5 числа каждого месяца, следующего за отчетным, направляет в горрайисполкомы, администрации районов г. Гомеля оперативную сводку о складывающейся в регионах области ситуации с суицидальными проявлениями среди несовершеннолетних.
Рекомендации родителям по предотвращению и профилактике суицидального поведения:
Проблемы в семье - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия.
Признаки депрессивных реакций у подростков:
- Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
- Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.
з. Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
- Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше
- Вялость, хроническая усталость.
- Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.
- Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком. 8. Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление психоактивных веществ.
Если кризисная ситуация вызывает у ребёнка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы (даже если раньше говорил, что самоубийство могут совершить только дураки). Суицидальное поведение подростков может иметь неожиданный, импульсивный характер, а может развиваться постепенно.
С целью профилактики суицидов родителям необходимо:
- Ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка.
- Анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию.
З. Учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если...».
- Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
- Не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии.
- Не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.
- Обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов.
- Записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.
В случае нахождения ребенка в кризисном состоянии:
- Крепко прижмите ребенка к себе. Именно близость к родителям дает ребенку уверенность в том, что все хорошо.
- Попросите ребёнка рассказать о том, что произошло. Следует обратить внимание не только на то, что он рассказывает, а как он это делает, то есть на его жесты и эмоции. Чем подробнее ребенок расскажет о происшедшем, «выпуская пар своих эмоций», тем быстрее он успокоится. Доверие ребенка к родителям создает предпосылки для будущих бесед о его неприятностях и психических травмах.
З. Выслушав ребёнка, ободрите и успокойте его. Спокойным и нежным голосом следует произнести слова утешения, ободрения и поддержки. «Все будет хорошо, дорогой. Мама любит тебя. Все образуется. Мы вместе все решим».
- Покажите вашему ребенку, что его благополучие всегда стоит для вас на первом месте. В кризисной ситуации ребенку крайне нужна защита и помощь ему в преодолении душевного кризиса, где бы он ни возник - дома или вне дома.
- Принимайте решительные меры по предупреждению дальнейших несправедливых поступков по отношению к вашему ребенку. Если кто-либо обидел вашего ребенка, следует принять все необходимые меры, чтобы такое больше никогда не повторилось.
- Помогите ребенку преодолеть последствия обид и несправедливости. Родителям следует учить ребенка умению прощать.
- Если вы почувствовали желание ребенка совершить суицид, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Проконсультируйтесь с психологом о возможной помощи. Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу.
- При попытке суицида необходимо немедленно вызвать «скорую» медицинскую помощь, а тем временем постараться взять себя в руки и не паниковать. Это происшествие должно всерьез заставить родителей задуматься об их отношениях с детьми, между собой и психологической обстановке в семье в целом. Если ребенок доведён до такого состояния, что он решил «уйти в мир иной», значит, есть на это очень серьезные причины.
ВСЕГДА ПОМНИТЕ! Для ваших детей нет никого ближе и роднее, чем вы...
Если вы заметили у ребенка признаки депрессивного состояния, обращайтесь за помощью к психологу. Психологическую помощь в Гомельской области можно получить:
В центральных районных больницах;
Во всех филиалах учреждения «Гомельская центральная городская детская поликлиника»; В центре здоровья молодежи «Юность» по адресу: г. Гомель ул.
Быховская д. 108 каб. 322, телефон: 8 (044) 711-70-40;
В центре дружественном подросткам «Подросток» по адресу: г. Гомель, ул.Мазурова, д. 1 ОВ, 2-й этаж, каб. 208, телефоны: 80232-31-0886, 80232-31-08-87, 8044-767-78-27;
В учреждении «Гомельская областная клиническая психиатрическая больница»;
По телефонам экстренной психологической помощи: 170 и 8023231-51-61;
Телефон доверия для детей и подростков, а также членов их семей: 8(017) 2630303;
Общенациональная детская телефонная линия (телефон доверия для несовершеннолетних): 8-801-100-16-11.
Главное управление здравоохранения Гомельского облисполкома
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!
Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когДа все это закончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты Делал, если бы меня не стало?», врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему больше не понадобятся.
Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его желание уйти из жизни снижается.
Если Вы слышите |
Обязательно скажите |
Запрещено говорить |
«Ненавижу всех! » |
этом» |
«Когда я был в твоем возрасте.. да ты просто несешь чушь! » |
«Все безнадежно и бессмысленно» |
«Понимаю, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» |
«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе» |
«Всем было бы лучше без меня» |
«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» |
«Не говори глупости! Поговорим о другом» |
«Вы не понимаете меня! » |
«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» |
«Где уж мне тебя понять ! » |
«Я совершил ужасный поступок» |
«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом» |
«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно! » |
«У меня никогда ничего не получается» |
«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» |
«Не получается — значит, не старался! » |
ПОМНИТЕ: СПАСТИ РЕБЕНКА ОТ ОДИНОЧЕСТВА МОЖНО ТОЛЬКО ЛЮБОВЬЮ!